Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /storage/home/srv21337/ephileptology/www/php/base.php on line 444
Коморбидность аутизма с эпилепсией – вопросы адаптации и социализации
ЗДЕСЬ ВЫ ЧИТАЕТЕ НОВОСТИ С ДРУГИХ САЙТОВ. У Вас есть новость, которую хотите разместить? Присылайте на clinvest@mail.ru





Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /storage/home/srv21337/ephileptology/www/include/top.php on line 80

Коморбидность аутизма с эпилепсией – вопросы адаптации и социализации

Журнал: Клиническая эпилептология, 2009 г.
Раздел: Оригинальные статьи и обзоры
Автор: Вакула И.Н.
PDF версия статьи: (загрузить)


Детский аутизм – это общее расстройство развития, которое проявляется в возрасте до 3-х лет и определяется наличием:

  1. Аномального и/или нарушенного развития.
  2. Аномальным функционированием во всех 3-х сферах:
  • социального взаимодействия;
  • общения;
  • ограниченного, повторяющегося поведения.

При аутизме могут быть любые уровни умственного развития, но по различным данным, в 60% - 75% случаев имеется отчетливая умственная отсталость [1].

Атипичный аутизм – тип общего расстройства развития, который отличается от детского аутизма либо возрастом начала, либо отсутствием хотя бы одного из трех диагностических критериев. Данный тип аутизма наиболее часто возникает у детей с глубокой умственной отсталостью. У последних очень низкий уровень функционирования обеспечивает небольшой простор для проявления специфического отклоняющегося поведения, требуемого для диагноза аутизма. Он также встречается у лиц с тяжелым специфическим расстройством рецептивной речи. Атипичный аутизм, таким образом, представляет собой состояние, значительно отличающееся от аутизма.

Отсюда, аутичные дети различаются по глубине дезадаптации, тяжести проблем, прогнозу возможного развития. Поэтому, несмотря на общую логику нарушения развития невозможно говорить о работе с аутичным ребенком «вообще». Насущной проблемой всегда является разработка адекватной классификации, дифференциации внутри синдрома детского аутизма.

Клинические классификации играют для нас важную роль в деле разработки адекватных подходов к оказанию медикаментозной помощи подобным детям. Психолого-педагогические задачи требуют других подходов, позволяющих специализировать коррекционную работу.

Опыт показал, что появление речи до 5 лет и уровень умственного развития, превышающий 70 баллов, можно считать относительно благоприятными в плане социальной адаптации. Английский исследователь доктор Л. Винг разделила аутичных детей по их возможностям вступления в социальный контакт:

  • «одинокие» (не вовлекающиеся в общение);
  • «пассивные»;
  • «активные-но-нелепые».

Наилучший прогноз социальной адаптации она связывает с «пассивными» детьми.

О.С. Никольская предложила различать четыре группы детей с совершенно разными типами поведения и соответственно разными возможностями социализации:

  • отрешенность от внешней среды;
  • отвержение внешней средой;
  • ее замещение;
  • сверхтормозимость окружающей средой. [2]

Остановимся на клинике и поведении детей, относящихся к первым двум группам, т.к. именно этот контингент попал в изученную нами выборку.

Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией, наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется постоянной миграцией от одного предмета к другому, эти дети мутичны. Нередко имеется стремление к нечленораздельным, аффективно акцентуированным словосочетаниям. Эти дети не имеют потребности в контактах, не овладевают навыками социального поведения. У них нет активных форм аффективной защиты от окружающего, стремления к привычному постоянству окружающей среды. Они не только бездеятельны, но и полностью беспомощны. Практически не владеют навыками самообслуживания.

Дети второй группы имеют некоторую возможность активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий: двигательных, сенсорных. Внешний рисунок их поведения – манерность, стереотипность, импульсивность движений, причудливые гримасы и позы, особые интонации речи. Они малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, стереотипные бытовые навыки, односложные штампы-команды. У них формируется тесная «симбиотическая» связь с матерью.

На начало 2008 года в Краснодарском крае наблюдались 597 детей с аутизмом, с синдромом аутизма и аутистическиподобными расстройствами. Соотношение девочек и мальчиков составило 1:4,4. Наиболее благоприятно реабилитированы 194 ребенка, которые посещают дошкольные и школьные образовательные учреждения. Менее социализированы 227 детей с умственной отсталостью. Необходимо отметить, что легче поддаются коррекции в образовательных учреждениях дети, одновременно получающие медикаментозное лечение у психиатров, в том числе атипичные нейролептики (на рисперидоне – 298 детей, на кветиапине – 45).

Нами были изучены 14 детей, одновременно страдающих аутизмом и эпилепсией. Катамнестические сведения позволили отследить возможности социализации этого контингента детей на фоне медикаментозного лечения.

Из общего числа обследованных выявлено девять мальчиков и пять девочек в возрасте от 3 до 14 лет (средний возраст 7,4 года), - все инвалиды с детства. 12 детей наблюдаются с диагнозом атипичный аутизм с умственной отсталостью, 2 – с атипичным аутизмом эндогенного генеза с выраженным расстройством экспрессивной речи и гиперкинетическим синдромом. Длительность наблюдения у психиатра от 2 мес. до 8,5 лет. У всех детей в анамнезе наблюдалась перинатальная патология в виде угрозы прерывания беременности, в/у гипоксии, асфиксии в родах, преждевременные роды, роды путем кесарева сечения и другая патология. В начале наблюдения клиническая картина соответствовала, в основном, двум группам, описанным выше. При этом наблюдалась выраженная социальная дезадаптация, чему способствовали сниженный интеллект и/или отсутствие речи, и/или выраженный гиперкинетический синдром. Кроме того, у всех детей наблюдались эпилептические припадки (в анамнезе или по настоящее время). В нашей выборке диагноз симптоматическая или криптогенная эпилепсия был подтвержден неврологом после необходимого нейрофизиологического обследования, в том числе ЭЭГ. У части детей приступы начались до года, но у большинства присоединились в более старшем возрасте. Сочетание (коморбидность) аутизма с эпилепсией безусловно является фактором значительно усложняющим адаптацию и социализацию данной группы детей. Детские психиатры (с информированного согласия родителей) 9 детям проводят лечение рисперидоном (рисполептом) и 2 кветиапином (сероквелем), одновременно по поводу эпилептических припадков 9 детей получают вальпроевую кислоту (Депакин или Конвулекс), 2 карбамазепин (финлепсин) и 1 леветирацетам (кеппру), кроме того, всем детям проводится индивидуальный подбор ноотропных препаратов. На фоне проводимого комплексного лечения у большинства детей наблюдается положительная динамика. Практически все дети адаптированы в быту, стали более спокойными и управляемыми, реагируют на замечания и инструкции. Более того, появляются отдельные слова и фразы, навыки игры, улучшается общение в кругу семьи и с детьми, четверо детей посещают образовательные учреждения. В ходе проводимого лечения мы отметили, что атипичные нейролептики необходимо назначать в дозе несколько ниже средневозрастной (это не приводит к учащению приступов). При этом наблюдается улучшение общения, эмоциональная окраска общения, улучшаются когнитивные функции, положительное влияние на речь, нивелируется в той или иной степени гипердинамический синдром. В плане аффективной сферы положительное действие оказывают антиконвульсанты, обладающие нормотимическим действием. У всех детей выявлен резидуально-органический фон, т.е. оправдано применение ноотропов, оказывающих патогенетическое действие и улучшающих питание мозга.

Таким образом, индивидуальный подход при назначении фармакотерапии у детей с аутизмом при коморбидности с эпилепсией позволяют улучшить адаптацию данного контингента детей в семье и в обществе.

Литература

  1. Башина В.М. Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1999.- 237 с.
  2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Теревинф, 2000. - 336 с.

 

Журнал "Качественная клиническая практика" | Журнал "Фармакокинетика и фармакодинамика" | Журнал "Клиническая фармация" | Центр фармакоэкономических исследований | Издательство ОКИ | Вакансии
© 2014 г. Все права на сайт и его содержимое принадлежат ООО «Издательство ОКИ»Юридическая поддержка и бухгалтерское обслуживание осуществляется компанией «Фиолент»

Яндекс.Метрика
Издательсво ОКИ