Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /storage/home/srv21337/ephileptology/www/php/base.php on line 444
Лечение эпилепсии в Замбии: исследование народных целителей
ЗДЕСЬ ВЫ ЧИТАЕТЕ НОВОСТИ С ДРУГИХ САЙТОВ. У Вас есть новость, которую хотите разместить? Присылайте на clinvest@mail.ru





Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /storage/home/srv21337/ephileptology/www/include/top.php on line 80

Лечение эпилепсии в Замбии: исследование народных целителей

Журнал: Клиническая эпилептология №1, 2007 г.
Раздел: Обзор зарубежных публикаций
Автор: Белоусова Е.Д.
PDF версия статьи: (загрузить)


В мире насчитывается около 40 миллионов людей, больных эпилепсией. Около 80% всех больных приходится на развивающиеся страны, в которых большинство людей с эпилепсией не имеют возможности обратиться за медицинской помощью к врачам. Такая ситуация сложилась в Африке, в районах, окружающих пустыню Сахару, где 2/3-3/4 населения не могут пользоваться услугами официальной медицины. Эту нишу, как правило, заполняют народные целители. Для пациента удобнее обратиться к целителю, а не ехать в далекий и часто незнакомый город. Целители являются составной частью культурной жизни народа и разговаривают с пациентом на привычном для него бытовом, а не научном языке, что особенно важно при объяснении причин развития эпилепсии. Вера целителя в то, что причиной развития эпилепсии являются психологические и социальные конфликты совпадает с представлениями пациентов о причинах развития заболевания больше, чем современные научные концепции. В связи с ограниченными возможностями официальной медицины правительства развивающихся стран все чаще пытаются найти контакт со специалистами традиционной медицины и каким-то образом интегрировать их в социальную систему помощи больным. Статья рассказывает о том, как целители помогают пациентам с эпилепсией в Замбии. Авторами в течение двух дней были проведены неформальные беседы с хорошо известными целителями, которые живут в деревнях и обслуживают обширную территорию с населением около 55000 человек. В беседах участвовали и представители официальной медицины – врачи и медсестры, которые занимаются лечением эпилепсии.

Результаты исследования показали, что, несмотря на некоторые различия в терминологии, описание приступов, данное целителями, в значительной степени совпадает с медицинским. Они разделяют приступы на генерализованные тонико-клонические и на те, которые мы называем фокальными моторными и сложными фокальными приступами. Но у целителей отсутствует разделение приступов на единичные, спонтанные и провоцирумые, и эпилепсию. Для того, чтобы поставить диагноз, целители спрашивают пациента о тех же симптомах, что и неврологи: их интересуют обонятельные галлюцинации, джексоновский марш, автоматизмы. Все целители говорят о важности тщательного расспроса пациента – к особенно важным относятся те детали, которые касаются начала приступа и симптомов, ему предшествующих.

Несмотря на то, что целители признают наличие семейной предрасположенности к развитию эпилепсии и выделяют различные причины симптоматической эпилепсии, все же основной причиной ее развития они считают колдовство, которое и провоцирует развитие приступов. Человеку Запада довольно сложно понять ту веру в магические действия, которая присуща не только необразованным аборигенам. Даже некоторые работники здравоохранения, включая врачей, считают, что колдовство способно провоцировать судороги. Причем вера в магическое воздействие не мешает врачу бороться с истинной причиной развития эпилепсии, например, лечить малярию. Все же многие целители разделяют все случаи эпилепсии на два типа: «магический» и «семейный». Причиной «магической» эпилепсии является зависть, ревность и т. д., которые приводят к тому, что эпилепсия «насылается» на человека. «Семейная» форма возникает тогда, когда есть родственники больные эпилепсией.

Даже некоторые работники здравоохранения, включая врачей, считают, что колдовство способно провоцировать судороги. Причем вера в магическое воздействие не мешает врачу бороться с истинной причиной развития эпилепсии, например, лечить малярию. Все же многие целители разделяют все случаи эпилепсии на два типа: «магический» и «семейный». Причиной «магической» эпилепсии является зависть, ревность и т. д., которые приводят к тому, что эпилепсия «насылается» на человека. «Семейная» форма возникает тогда, когда есть родственники больные эпилепсией.

По мнению целителей «семейная» форма лечится труднее и при ней необходимо профилактическое лечение других членов семьи. Вообще теория заразности эпилепсии чрезвычайно популярная как при «семейных», так и при «магических» формах. Все выделения больного (слюна, моча, кал) во время приступа и после него считаются заразными для окружающих. Эти верования иногда затрудняют оказание первой помощи больному во время приступа. Поэтому популярна и своеобразная магическая «иммунизация» членов семьи, которую осуществляет целитель.

В том, что касается оказания неотложной помощи, целители рекомендуют «ничего не класть больному в рот». Для прекращения приступа необходимо «вдуть дым в ноздри пациента». Лечение начинается сразу после первого приступа, оно заключается в назначении некоторых растений, насекомых и продуктов животного происхождения. Поскольку приступы индуцированы колдовскими действиями, то, как противоядие используются те же ингредиенты, которые по предположению использовались и для заклятия. В качестве популярных средств по борьбе с эпилепсией используется вещества, добываемые из животных, птиц и насекомых, чье поведение напоминает судорожный приступ или потерю сознания. Примером такого животного является галаго, небольшой примат из рода млекопитающих, который прикидывается мертвым, если ему что-то угрожает. Примером птицы – один из орлов, который длительно парит в небе, балансируя в воздухе, и вдруг камнем падает вниз на добычу. Причем об эффективности добываемых субстанций знают как целители, так и официальные врачи. Если приступ больше не повторяется, считается, что этот человек вылечился. Если лечение не привело к исчезновению приступов, больному рекомендуется лечение у другого целителя. Больной либо направляется к более «могущественному» целителю, либо к тому, у кого есть недостающие ингредиенты лекарства. В некоторых обстоятельствах, особенно если у пациента есть проявления и других болезней, целитель может направить пациента в больницу. Поводом для направления в больницу может служить и отсутствие эффекта от магического лечения. Целители приводят следующие причины для направления больного с судорогами на консультацию к официальному врачу: лихорадка, беременность с тазовым предлежанием плода, беременность с лихорадкой, наличие у больного ожогов или следов от ожогов, малярия, туберкулез, анемия или другие хронические болезни, травма головы, головная боль в сочетании с позой опистотонуса, длительные судороги, неудача при повторных попытках лечения.

Целители считают, что существует эпилепсия, которую нельзя вылечить. Симптомом такой эпилепсии считаются ожоги. Многие хилеры считают, что ожоги сами по себе каким-то способом определяют судьбу пациента, то есть неблагоприятный прогноз течения его эпилепсии.

Авторы статьи считают, что наряду с отрицательными моментами лечения эпилепсии у целителей (например, приготовленные лекарства не всегда бывают доброкачественными) имеется и целый ряд положительных последствий в основном психологического свойства. Проведенные обряды могут уменьшить стресс и ожидание нового приступа. У многих людей эпилептический приступ может быть единственным за всю жизнь или повториться спустя месяцы и годы. Процедуры, проведенные целителем, позволяют пациентам вернуться в свое социальное сообщество «нормальным» с точки зрения его соотечественников и родных.

Источник: Roy Baskind and Gretchen Birbeck Epilepsia, 46(7):1121–1126, 2005

 

Журнал "Качественная клиническая практика" | Журнал "Фармакокинетика и фармакодинамика" | Журнал "Клиническая фармация" | Центр фармакоэкономических исследований | Издательство ОКИ | Вакансии
© 2014 г. Все права на сайт и его содержимое принадлежат ООО «Издательство ОКИ»Юридическая поддержка и бухгалтерское обслуживание осуществляется компанией «Фиолент»

Яндекс.Метрика
Издательсво ОКИ